Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )


 
Ответить в данную темуНачать новую тему
> О тенденциях в развитии русской музыки 2004-2008, некая статья
portulak13
сообщение 25.5.2008, 15:50
Сообщение #1


Цитировать ник

Новичок
Иконка группы

Группа: Members
Сообщений: 2
Регистрация: 25.5.2008
Пользователь №: 15897
Любимая группа/исполнитель: Franz Ferdinand, Аквариум, Центр



Репутация:   0  


О тенденциях в развитии русской музыки в 2004-2008 гг.

Эта статья, которую я хотел бы подкрепить какими-либо фактическими данными, источниками, наработками, к сожалению, пока останется в схоластической форме. Как некий взгляд, который я по тем или иным причинам принял на веру. По сути, в 2004 году я перестал следить за развитием русскоязычной рок-музыки и близлежащих направлений, поэтому с фактами все не так хорошо, как хотелось бы. Тем не менее, можно выдвинуть некую гипотезу, которая, я уверен, при ближайшем рассмотрении подтвердится.

Русская рок-музыка уже достаточно давно и прочно заняла некую нишу и в целом развивается в рамках этой ниши. К настоящему моменту можно сказать, что даже в свое время молодые и вроде бы новаторские группы сейчас постарели и, оставаясь довольно современными, уже стали монстрами, почти легендами (Сплин, МТ, Зефира и некоторое количество других). Никто не ждет от них нововведений, экспериментов, да и они сами к ним не склонны (исключением можно назвать З., которая в 2005 году выпустила совершенно необычный для нашей музыки альбом "Вендетта". Впрочем, и эти эксперименты не выходят за рамки рок-плоскости).

Стало видно, что музыка, в частности, рок-музыка должна измениться, чтобы оправдать ожидания авангардной части общества, а точнее, само общество выдвинет новую музыку. Как мне кажется, конец 2003-2004 год можно считать временем, когда такая музыка выдвинулась и стала набирать всё больший вес. Достаточно вспомнить авангардные группы: ..иДМГ, Billy's band, W.K.?, в которых осталось некоторое влияние рок-эстетики, но появлялись новые черты, которые не позволяли причислить таких исполнителей к "мэйнстриму" – необычность инструментов, другая, более грубая, подача. Второй крупной компонентой, отражавшей перемены в настрое общества, вообще перемены в культуре, в жизни, стало появление квази-фолк групп и исполнителей близких к городскому романсу, претерпевшему влияние русской рок-культуры. Это название условное, которое я применяю к группам, сохранившим какую-то рок-н-ролльность подачи при уже довольно серьезном отходе, опять же, от мэйнстрима: Мельница, Паперный т.а.м., Пятница, С. Бабкин.

Именно в 2004 году сложились, как мне кажется, условия, когда эта музыка могла "выстрелить" – и отчасти этот выстрел произошлел. На крупнейших фестивалях, таких как "Крылья" и "Нашествие" в 2004-2006 году играли – и весьма успешно – и Паперный, и W.K.?, и тем более Мельница. Изменения, связанные с расширением формата "Нашего радио", позволило некоторым из этих групп (например, Мельнице) войти, по сути, в число "мэйнстримных", определяющих для русской рок-культуры (т.к. "Наше радио" все еще позиционировало себя как рок-радиостанцию). С другой стороны, скажем мельком, этот мэйнстрим подтачивали "Звери", которые, по сути, превращали "русский рок" в европейский, что вызывало некоторую неприязнь у "ортодоксов" русского рока. Тем не менее, и первые, и вторые (Звери) и третьи (те самые ортодоксы, играющие, в основном, музыку вчерашнего дня на позавчерашних инструментах) участвовали в одних и тех же фестивалях, что явно давало понять: мэйнстрим меняется, концепция меняется, меняется общество и его запросы. Выступления отдельных участников показывались по телевизору, и именно тогда, кажется, можно было видеть там и Паперного, и даже W.K.? Однако выстрел не достиг своей цели. Его, как лично мне кажется, оказалось недостаточно, чтобы действительно излить всё то новое, которое наверняка накопилось в закромах русской культуры, в городах и весях. Те передовые элементы: Паперный, Мельница, Пятница и др. – сделали своё дело, но пиара, рекламы, чего-то еще не хватило для того, чтобы эта волна прорвалась. Возможно, не хватило чего-то совсем небольшого. Возможно, в конце концов наоборот станет ясно, что так оно и должно было быть, т.к. авангардная, не массовая культура на то и не массовая, чтобы не быть массовой.

Начиная с 2007 года можно говорить об изменении настроения, о закате фолк-волны и авангардной волны, о ее изменении. С одной стороны оно, это изменение, выразилось в появлении эрзац-фолковой псевдопатриотической певицы Пелагеи, которая, наравне с действительно новыми явлениями стала ротироваться на волнах того же "Нашего радио", выполняя, как мне кажется, функцию, которую до этого выполняла группа "Любэ" (тоже ротировавшаяся на "НР"); с другой стороны оно выразилось в группе Fleur, представившую новую музыку, близкую к dark-wave'y 80-х-2000-х, на мой взгляд, к таким группам, как Zero 7. Возможно, эта волна на какое-то время станет определяющей, хотя очень вряд ли, т.к. музыка подобных групп еще менее "массовая", чем, например, "Мельница". Вполне можно допустить, что появится нечто другое – однако ожидания общества предсказать довольно сложно. Как мне кажется, в нынешней политической ситуации в России мы будем наблюдать всё большее "дробление" культуры, в том числе и музыкальной – все больше групп, которые играют для меньшей аудитории и, наоборот, меньше групп и исполнителей, которые могли бы затронуть струнки разной аудитории (таких, как Земфира, в некоторой степени – Мумий-тролль). Их время закончилось еще в 1990- е, когда городская, прозападная, ассоциативная культура вышла на первый фланг. Уже "Звери", чья популярность пришлась на 2003-2005 гг., были другими – их и не любили именно за то, что они не делали никаких нововведений, опираясь на лучшие достижения американской, европейской и русской культуры. В настоящее время с развитием Интернета развивается и само общество. Оно все больше дробится и все меньше желает массового. Каждый волен сам выбирать себе музыку по вкусу. Отсюда изменение формата "спрос рождает предложение" на формат "предложение рождает спрос". Авангардная струя никуда не денется, более того, она расширится, станет, наверняка, более разнообразной. Но одновременно с этим, собственно, одной "струи" не будет, а начнут развиваться все больше "струй", т.к. ни одна из них не станет массовой, как это могло быть в 1996 с "Мумий-троллем" и в 1999 с З. Рамазановой. Возможно, в дальнейшем это приведет к усилению эклектики. Рост самосознания общества приводит к повышению его культурных запросов, а это, в свою очередь, ведет к дроблению культуры, уменьшению роли массовости.

2008
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0




Текстовая версия Сейчас: 23.11.2017, 21:30

© 2006-13 MyMuzZone.com: музыкальный форум, новости музыки. Форум о метале, альтернативной музыке, роке, панке, рэпе и электронной музыке.
Тексты